Форум VidMK24: что гложет российскую киноиндустрию?

background

В июне в Москве прошёл VIII форум VidMK24, который собрал кинематографистов и видеотехнологов со всей страны. За два дня, как говорится, «здесь были все»: от руководителей киностудий до актёров, от режиссёров до продюсеров, от специалистов по визуальным эффектам до блогеров, все профессии и коммьюнити, которые только бывают в кино, не перечислить. Многочисленные зрители, опытные киношники и непрофессионалы спорили о насущных темах, обсуждаемых внутри сообщества, делились болями, которые транслировали спикеры со сцен конференций, и беспокойствами, озвученными на круглых столах и панельных дискуссиях.


Нынешний VidMК собрал только за два дня и только в оффлайне более двух тысяч участников (за трансляциями онлайн наблюдали ещё более трёх тысяч) и 89 спикеров. И это нормально, ведь форум - это не только выставка достижений и показ нового оборудования, но и разговоры и споры о прошлом, настоящем и будущем российского кинематографа, для чего было выделено пять крупных залов, несколько холлов для питчингов и просмотра видео и как минимум две рекреации, в которых проводились подкасты и интервью. Здесь легко было заблудиться, но мы постарались выслушать как можно больше участников, чтобы выявить общие тренды и проблемы, которые волнуют кинематографистов. 



Всех волнует удешевление производства и увеличение прибыли (это не сюрприз). И особенно AI. Об искусственном  интеллекте говорил едва ли не каждый спикер, включая, казалось бы, далёкий от этой проблемы круглый стол, посвящённый авторскому кино.


Скажем, лекция актрисы и продюсера Елены Чонишвили-Гроусс (соосновательница Spacemotion Pictures) и её супруга, режиссёра и сценариста Матвея Гроусса превратилась из мастер-класса в спор о будущем актёра в цифровую эпоху. Елена говорила о том, что профессия артиста всегда будет востребована, приведя в качестве примера одну из самых технократических стран мира Японию, где театр является одной из составляющей айдентики государства. Матвей же говорил о том, что старая школа будет востребована, но дело в этике и в привыкании: «Пройдёт время, и наша психика будет воспринимать deepfake как стилизацию. Мы же можем сопереживать героям в мультфильмах?» Актёры и студенты театральных вузов, которые составляли большую часть аудитории этого разговора, горячо отвечали, уповая на артистическую пластику и повторяя расхожую цитату, что «каждый спектакль – это новый спектакль». Кажется, спорящие забывали, что в современном театре экран, транслирующий запись, сделанную заранее, - уже обыденность. Таков темпоритм и дизайн сегодняшних постановок.


Матвей Гроусс и Елена Чонишвили-Гроусс


Матвей Гроусс, рассказал притчу о том, как у миллиардера сломался корабль, и никто не мог его починить. Когда пришёл простой механик, постучал молоточком в определённом месте, и корабль завёлся. Он попросил за работу два миллиона долларов, на что  миллиардер удивился: «Что? Ты всего лишь минуту работал, и просишь у меня такие деньги?». На это механик ответил: «Я всю жизнь учился и работал для того, чтобы уметь чинить такие вещи за одну минуту». Зачем он это рассказал? Чтобы показать разницу между ремеслом и творчеством: пока одни думают, как красиво показать свой фильм, другие - не менее талантливые – могут воспользоваться AI-технологией, уже пропуская многие креативные процессы. 


Иван И. Твердовский


О скорости создания и восприятия кино говорил на другой сцене режиссёр Иван И. Твердовский. Продюсеры не берутся за авторское кино, потому что оно не приносит быструю прибыль. Мейнстримовые ленты «работают» пару недель, а затем быстро уходят в онлайн или физические носители, тогда как авторские фильмы могут окупиться или даже стать хитами спустя месяцы и годы после их официального выхода в прокат. В качестве примера он привёл свой фильм «Класс коррекции», который и спустя десятилетие приносит деньги своим  создателям. Нельзя сказать, что мысль оригинальна, как, впрочем, и другие транслируемые многочисленными спикерами заявления, но тем дороже выступления, в которых можно было услышать откровенные высказывания.


Николай Пигарев


Например, знаете ли вы, что первый сезон «Нежности» был снят полностью на смартфон? Даже не на один, а на три (два дополнительных айфона были взяты в производство для подстраховки). Как рассказал режиссёр и монтажёр, известный своими технологическими нововведениями, Николай Пигарев, главной проблемой «Нежности» стало то, что была выбрана чёрно-белая гамма кадра. Казалось бы, наоборот, это облегчает множество работ, но не в этом случае. Всё дело в том, что у айфона на тот момент не было опции съёмки в ч/б, поэтому окончательный монохромный результат можно было увидеть только на постпродакшне, что решительно не устраивало режиссёра сериала Анну Меликян. Тогда был выбран странный даже для сегодняшнего дня метод: перекидывать «картинку» по беспроводным каналам с телефона на планшет, который стал своего рода плейбэком для постановщика. И вообще, Пигарев в своём мастер-классе «Съёмки на айфон, и телефон как камера» показал, насколько нынешние бытовые гаджеты могут стать профессиональными устройствами при должным к ним подходам. Режиссёр монтажа раскрывал профессиональные секреты работы с телефоном, которые вроде бы лежат на поверхности, но мало кто задумывался над этим. Скажем, смартфоны особенно хороши в зимний период или в северных странах, потому что их можно положить хоть в снег, ведь они настолько вырабатывают горячую энергию, что способны выдержать самую низкую температуру (правда, не уточняется продолжительность работы аккумуляторов, но это уже мелочи).



Всего за два дня работы форума VidMK24 возникло понимание, что помимо нескольких проблем российского кино, озвученных выше: финансовая составляющая и угроза искусственного интеллекта – есть и ещё одна сложность, преодоление которой сегодня трудно представить. Это отсутствие поп-королей в российском кино. Вспомните появление Дэнни Бойла ещё до локдауна на московской пресс-конференции, посвящённой «Трейнспоттингу 2», где его встречали стоя, как рок-звезду. По понятной причине сегодня путь в Россию зарубежным гостям заказан, а на создание новых отечественных популярных героев за несколько последних лет не хватает времени. Или таланта. Поэтому на мастер-классы спикеров, которые успели заработать популярность ещё до закрытия границ или во время релокации больших звёзд, залы трещали от наплыва аудитории. Так было с лекциями оператора Павла Белявского, который ничего нового для посвящённых в профессию не сообщил, зато привлёк внимание к себе и своему творчеству тех, кто раньше думал, что он всего лишь автор рекламных роликов. 



Так было и на выступлении видеоблогера Алекса Mr.Alex Акимова, который в мастер-классе «Как не тупить и начать делать контент» определил несколько банальных пунктов в работе над сценариями рилсов и доказал их живучесть в прямом разговоре со зрителями.


Индар Джендубаев


Так было ещё с несколькими лекторами, включая Ивана И. Твердовского, чьи имена на слуху у приближённых к кино, но вот что важно: выступления не самых известных киношников неожиданно стали настоящими хитами, о которых потом долго говорили и рассказывали. На лекции продюсера и режиссёра Индара Джендубаева «Как из сухого сценария сделать увлекательный фильм. Секрет успеха фильмов "Чебурашка" и "Мастер и Маргарита"» стало предельно понятно, что публика жаждет харизматичных, симпатичных, остроумных людей в индустрии. Индар почему-то говорил больше не о заявленных «Чебурашке» с «Мастером и Маргаритой», а о сценариях и визуальных образах «Титаника», «Короля Льва» и (неожиданно) «Джокера». Несмотря на то что такие обзоры можно услышать в каждой второй сценарной школе, подача Индара, энергетика, эрудированность и необычный выбор референсов привели к тому, что аудитория к концу выступления выросла вдвое, а в финале Джендубаева провожали овациями и натурально рёвом.


Георгий Рюмин


Следующий спикер Георгий Рюмин рассказывал о видах продюсеров не менее очевидные истины (зато раздавал конфеты), но по инерции его встречали так же тепло, как и Джендубаева. К чему это мы? К тому, что и без того узкий круг кинематографистов после отъезда за рубеж крупных личностей, - а те, что остались в России, выглядят не столь привлекательно, - отчаянно нуждается в ярких смелых необычных профессионалах. Или хотя бы успешных людях. Недаром завершающей VidMK24 лекцией стало двухчасовое общение коллег и студентов с Олегом Трофимом. Это было наиболее популярным выступлением на форуме. Настолько, что кондиционеры не справлялись с наплывом интересующихся не самым важным, но бесспорно популярным в нынешнем сезоне российским кинематографистом.


Олег Трофим


Надо отдать должное Трофиму. Ему говорили не очень комплиментарные вещи о «Майоре Громе. Игра» и задавали не ахти какие удобные вопросы, но режиссёр ответил всем и на всё. Почему первый «Майор Гром» смотрится легче, чем последний, почему он такой невыносимо длинный, откуда взялись восемь сценаристов, не кажется ли этот кинокомикс импортозамещением – на все разгромные вопросы Трофим отвечал легко, энергично и даже с немалой долей оптимизма. Заодно режиссёр открывал совсем уж нелестные закулисные истории и практики: почему сценарист не должен прописывать экшн-сцены, за что он считает «Дневной Дозор» очень плохим фильмом, как влияет цензура на качество российских картин и другие весьма спорные мнения.


Вывод остаётся один. Хотя в последнее время российская киноиндустрия и ставит рекорды, которые могли бы не случиться, не уйди иностранные большие студии из страны, но у нас не стало больше звёзд, на которых интересно смотреть и к которым стоит прислушиваться. Не Кологривым же единым… Но однозначно то, что на таких форумах, хоть и двухдневных, могут рождаться инфлюэнсеры, настолько мощные, что ютюберы, рутюберы и прочие тиктокеры позавидуют. Да и вообще, нам, кинематографистам, надо чаще встречаться.


// Родион Чемонин